Многие удивятся, узнав, что Парк кованых фигур в Донецке, который уже давно называют музеем декоративно-прикладного искусства, формально преобразовываться в статус художественного музея начал только в 2023 году.
Очень краткая история
С временной точки зрения история Парка кованых фигур действительно очень короткая. Проект начался вместе с текущим XXI веком, а именно в 2001 году. В исторических и музейных единицах измерения — это пожалуй даже не «юность»!
А вот событийная насыщенность этих двух десятков лет с небольшим — совершенно другое дело. Тут только начни повествование и вскоре будет непонятно как все это уложилось в такие временные рамки и на довольно скромной площади. Поэтому, только самые значимые даты и факты:
Автор идеи и руководитель проекта Парк кованых фигур — Заслуженный деятель искусств и Заслуженный мастер кузнечного дела Виктор Иванович Бурдук.
Первые художественные композиции, положившие начало проекту, были установлены 25 августа 2001 года. Все 11 работ были изготовлены мастерами кузнечного предприятия «Гефест» (г. Донецк).
В 2005 году при участии мастеров из различных регионов создана Аллея Знаков Зодиака. Первая коллективная творческая работа, объединенная общей темой. Проект начинает вовлекать мастеров из других городов регионов.
В 2007 году Делегация Кольца европейских городов-кузнецов дает очень высокую оценку Парку кованых фигур, назвав его «уникальным в Европе».
В 2023 году Администрация города Донецка приняла решение о музеефикации Парка кованых фигур и 1 июня начал работу экспозиционный отдел «Парк кованых фигур» Художественного музея «Арт-Донбасс» города Донецка.
К 2023 году в Парке кованых фигур представлены 179 работ (235 предметов) художественного металла, без учета миниатюр, входящих в коллективные творческие композиции. Авторские элементы вошедшие в коллективные работы точному учету не поддаются. В проекте приняли участие мастера множества городов и стран, география участников — от Камчатки до Канады.
О новом статусе
Первый свой вопрос «Мир металла» задал автору проекта — Виктору Бурдуку:
— Что дает музейный статус Парку кованых фигур?
— За годы работы над проектом удалось создать достаточно внушительную коллекцию работ художественного металла, и теперь остро стоит вопрос — как это все содержать в должном состоянии? Надеюсь, что музейный статус поможет в решении этой задачи, которую только своими силами кузнецам решать уже не реально.
Также считаю, что Парк кованых фигур уже давно готов к выходу на новый этап — продвижения в музейных кругах. Уверен, что такой статус повысит рейтинг Донецка, как культурного центра.
По поводу дальнейшего развития проекта, Виктор Иванович отметил, что это в первую очередь зависит от инициативы мастеров и дончан:
◦ В Парке много работ, возникновение которых начиналась с чьей-то инициативы. Это и «Памятник медикам Донбасса», и композиция «100 лет ДонГТУ» и Арка в честь 150-летия Донецка, и другие. Буквально недавно мастер из Макеевки изъявил желание изготовить и установить свою работу.
Надеюсь, что как музей Парк активно начнет активно работать как экскурсионная точка, начнут развиваться другие направления, на которые вечно не хватало времени и других ресурсов.
О том, на сколько заметно в кузнечном сообществе такое событие как становление Парка кованых фигур как музея? — «Мир металла» поинтересовался у президента Гильдии кузнецов России Василия Кондурова:
— Само становление значимости особой не представляет, так как это путь не завершенный. А вот принятие в музейные фонды всех накопленных произведений художественного металла — очень важно и конечно же повысит ценность работ и признание их авторов.
На вопрос о сложившихся связях между кузнецами и музеями, Василий Александрович отменил, что в настоящий момент устоявшихся системных связей нет. Работы некоторых мастеров попадают в музеи, но это не обязательно говорит об их достоинстве. Так что в этом направлении работа еще предстоит.
Первая годовщина
В первый день лета 2024 года экспозиционный отдел «Парк кованых фигур» художественного музея «Арт-Донбасс» города Донецка имеет все основания отметить свою первую годовщину.
Однако первый год – это лишь начало пути. Из высказываний мэтров кузнечного дела заметно, что начать доброе дело — мало, важно его достойно продолжить. И не смотря на то, что в следующем году проекту исполнится четверть века, музейный путь этого арт-объекта только начинается.